вторник, 29 сентября 2015 г.

Хибинские Тундры (август 2015)

Этим летом прошли пеший маршрут по Хибинам, а на обратной дороге заехали на Соловецкие острова.
Хибинские тундры(Хибины) привлекательны во многих отношениях.
И удаленность, и простота , компактность района.
По рассказам жены, она была там раз 8 за своё детство.
Так вышло, что я там был дважды и оба раза в лыжном походе. Летний опыт надо было восполнить. И так, первые две недели августа. Нас трое. Я с Женой и ее младший брат. Для него это первый поход без родителей ))) .

Нитка маршрута :
ст. Хибины- р.Малая белая - пер. Зап. Арсеньева (1А) - пер. Юмъекорр  - ущелье Аку-Аку - пер. Северный Чорргор -  пер. Северный Лявочорр - оз. Гольцовое - пер. Южный. Партомчорр - пер. Умбозерский - пер. Восточный Петрелиуса - пер. Рамзая - г.Кировск

Пройденный трек www.gpsies.com

В момент прохождения пер. Петрелиуса Восточный у меня выключился жпс, все остальное записано точно как шли.

День первый.
Вышли на станции Хибины. Приятное солнечное утро. Довольно тепло.
Прошли "дачные участки", проезжая грунтовая дорога. Слышен звук реки. Это Малая Белая.
Рядом с дорогой чей то лагерь, все спят. Прямо на дороге валяются игрушки. Это "толкинутые".  Хобиты,  Шир , Средиземье и прочее. Все бы ничего, но если бы не мусор и порубленные деревья после них.
    Рядом с лагерем пара "фонтанов".  Хибинские фонтаны. Кто и зачем поставил эти трубы?
Я для себя назвал это артефактами / подарки минувших дней от наших великих предков.

Прошли в брод реку, дорога пошла вверх. Подсекаем нужную нам тропинку. Приятный лес, грибочки растут. Но не так много , как мне рассказывала жена. Лето холодное везде и черника не доспела. Пообедали на берегу ручья, комары загнали нас в палатку. Пол часа подремали и двинулись к нашему первому перевалу пер. Зап. Арсеньева (1А).
Читается тропинка, местами разливы ручья.

Хибины горы старые, выветривание разрушает породу и в основном все перевалы начинаются и заканчиваются курумником ( хаотичное нагромождение камней) .
Перевал Зап. Арсеньева на подъем живая сыпуха (движущиеся мелкие камни). На перевале снежник. Арбузный снежник =) Наступаешь на снег и след слегка розовый, пахнет водорослями.

На спуск продолжается снежник. В ботинках конечно удобнее бить пятками следы.
Спустились, начался дождик. Оделись в дождевое. Чудесная долина, тропинка через белый ягель. Местами камни с рыжим лишайником. От такой красоты , как и забыл что идет дождь. Нам на встречу прошла большая группа (прим.12-13 человек), порадовались что хорошо упакованы. Наверно СПБ. Встали на первой стоянке в кривых березках. Дождь продолжает моросить. Хорошо что мы взяли тент =)

День второй.
Продолжает моросить, шумит ручей. Пообедали, собрались, дожди прекратился.

Тропинка идет через кривые березки. Все мокрое, каждая веточка и каждый листик. Но хорошие настроение. Низкая облачность не дает возможности насладиться далями.
В кустах стоит старенькая дуговая палатка , накрытая полиэтиленом. Услышав нас, оттуда выходит милейший седой дедушка в свитере. Побалакали , пожелали друг другу хорошей дороги и пошли смотреть на скалы с водопадами.

И снова лагерь "толкинутых" , лучше бы вас тут не было. Грязь да пеньки. Резную голову лося явно кто то из дому припер и бросил.
А мы идем на пер. Юмъекорр.
Уверенная тропинка. На подъем туман, очень влажно. Вроде и сыро, но парит. Кондесатит мембрана. Комара тут, как тут.
Красивые каменные ванны, под водой ржавые водоросли мох. На перевале снежник.

На спуске дождь усиливается и мы достаем припасенные дождевые рукавицы.
Уже начинаются кусты, стоит будка из камней. Внутри коробка пластиковая для игрушек. "Хибинская полевая библиотека".  Книжка небезызвестной ммбшницы Галкиной, пластырь, таблетки. Записочка с адресом группы в файсбуке. Книжку можно взять, но вернуть надо. А вторая такая библиотека находится на оз. Академическом. У всех свои причуды.
А мы идем в ущелье Аку-Аку.
В лесу встречаем 2-3 группы, которые пережидают дождь(весь день похоже). Пообедали под тентиком. Как хорошо что мы взяли тент =)
Вход в ущелье начинается узкой грязной дорожкой между корней кривых березок. Немного курумника и мы таки в ущелье. Сверху раздаются крики орла. Наблюдаем.
Чуть не проскочили поворот на озеро. Озеро неимоверного цвета. Тропинка карабкается по правой стенке ущелья. Проходим озеро, встречаем группу с детьми в переносках. Видимо однодневный маршрут. На спуске из ущелья еще одна группа с детьми, но уже идут сами. Целая семья. Родители. Седобородый дедушка советской закалки. У них рядом стационарный лагерь.  А мы идем вниз по ручью в поисках стоянки. 9

День третий.На втором ярусе от тропы вдоль ручью, нашли отличную стоянку. Добрый человек там оставил сухие дрова.  Утром так вообще, погодка разошлась, солнышко выглянуло и стало тепло и радостно на душе.
Уверенной тропинкой вдоль реки, дошли до разлива. Перебродили на левую сторону.  Но через пару часов снова вернулись на правый берег. Лес кончился, пошли кусты. Встретили группу из Белоруссии.  Подходя к перевалу Северный Чорргор, я не знал что нас ждет на спуск. Оказалось весьма живописно. На подъемник мелкий курумник, сквозь который идет еле заметная тропинка. На перевале большой снежник, и сразу виден лес другой долины и домики КСС. В первый момент не понимаешь , как это так. А потом доходит, такой оптический эффект из-за угла на спуск. Пройдя по снежнику, можно увидеть одну из двух знаменитых синих лавочек. Потом по курумнику вниз и уже до зоны леса. довольно напряженный спуск.
На стоянку встали довольно поздно, наверно в начале 9го.
В 22.30 меня осенило! Сейчас пол одиннадцатого!!! А светло, как будто часов 5 вечера.
Поставили внутрянку палатки, внутри недосягаемая для комаров, непревзойденная читает нам "Мастер и Маргарита".

День четвертый.

Спустились к ручью, дошли до КСС. Нас быстро  заметил мчсовец и записал в журнал.
Записал дату выхода из района. Примечательно, что после похода дозвониться до Кировского ПСО мы не смогли. Но нас никто и не искал.
Двинулись на озеро Гользовое. Пол долины вырубили, ужасное зрелище.
К озеру проезжая дорога, следствие мусор и машины.
У нас радиально запланирован Северный Лявочорр, дошли до крайней стоянки на берегу озера и заобедали. Бросили вещи в лесу, сходили на перевал. Помет лося, кабана, тройка маленьких перепелок. На перевале комары, и ловит мобильная сеть.
Спустились обратно к озеру. Красный закат, в преддверие хорошей погоды. Ночуем. Попытки поймать что нибудь на спининг с берега , не увенчались успехом. Арктический голец, теперь арктический подлец. Рыба такая.

День пятый. (Связка двух перевалов пер. Южный. Партомчорр - пер. Умбозерский).

Это наш солнечный и жаркий день. Самые красивые места, как мне думается.
Солнечное теплое утро, звук прибоя. Вода действительно кристально прозрачная. За завтра высохли постиранные вчера носки. Кто то успел помыть волосы с шампунем.
От озера по грунтовой дороге, вышли на тропинку к перевалу.
После зоны леса, нашли очередные подарки из прошлого. Непонятный фундамент на роднике, остатки бытовки. Старый гофрированный шланг, и остатки какого то прибора.
Зачем и что тут было? Явно геологическая разведка.
Дальше по ручью еще один фундамент, на котором возможно была какая то мачта/опора.
Солнце шпарит. Три куропатки, не жалеющие улетать. Подходишь к ним на 2-3метра, они убегают, останавливаются и делают вид что их никто не видит. Ополоснулись в ручье.
На перевале озеро. Облака плывут над нами. Помню как зимой пытался разгрызть тут сникерс.
Решили не спускаться в долину а пойти по отрогам и спуститься к самому началу Умбозерского. Дорога по верхам очень живописна. Ягель хрустит под ногами. Вроде сухой-сухой! А корни полны влаги, пятки проскальзывают. Спустились по не самому приятному каменистому склону.
И на этом перевале тоже озеро. Через перевал накатана дорога - смерть подвеске. Видим два джипа. Дорога на спуск вдоль ручью. Стоянок до самого спуска почти нет. Тут конечно ошибка наша. пришлось вернуться на озеро.

День шестой.
У жены болит коленка, вынужденная дневка. Весь день дождь. Хорошо что взяли тент  и горелку.

День седьмой.
Снова идем к КСС, по дороге находим свежий помет косолапого. Опять проходим мост около бани и идем по правой стороне ручья. Очередной "артефакт" у дороги, источник заключенный в трубу.
К обеду погода разгулялась.  Планировали взять перевал пер. Восточный Петрелиуса. Но к вечеру на перевал натягивает грозовые тучи.
Нашли стоянку у ручья, ночью очень сильный ливень. Вода не уходит в земля и начинает затекать под тамбур палатки. Вылезли из палатки и окопались ложкой, ножом и трек палкой.

День восьмой. (пер. Восточный Петрелиуса - пер. Рамзая).

Рамзай оказывается швед. Очень интересно.
Утром дождь кончился. Влажность очень высокая. Пробираемся по тропинки ведущей через кусты и кривые березки. Выйдя выше стало видно, что на перевале облако(или густой туман).
Спустились с перевала, долина голая. Хорошо что мы сюда не пошли в предыдущий день, ночевать в грозу тут не очень.
Вот и перевал того шведа. На спуске длинный выкат снежника, там и хочется взять лыжи!
Но и на пеноЖопе даже не удалось проехать.
Прощаемся с горами. Дорога к озеру Вудъявр.
Тщетные попытки дозвониться до геологической базы МГУ и мы встаем у озера на ночевку. Ночью слышали звук мощного взрыва, аж земля тряслась. Испугались. Потом вспомнили, в какой стране утром проснулись. Гуманные методы добычи, открытым взрывом породы. Была гора и нет горы.

День десятый. Кировск.
По грунтовой дороге к городу часа 3-4 шли.
Зашли на базу МГУ, оказаться можно и ночью приходить. Сторож пустит. Студенты ходят в очках, с камнями в руках.

А воды нет. Выключили до обеда. Мы сушим палатку внутри корпуса. Не растерялись, увидели бочку с чистой водосточной водой. И на крыльце устроили постирушки. Повесили все сушиться и тут дали воду. Но только кипяток.
Кое как помылись. Поехали в город поели. Вернулись, вещи высохли. Обратно в город и на поезд.
Поезд на станцию Кемь, оттуда на Соловецкие острова.
Но это уже стоит сделать отдельным постом.

В заключение.Хибины летом понравились. Но зимой тут интереснее, т.к. безлюдно и сурово.  К сожалению, довольно много указывает о присутствие тут людей. Мусор, вырубки, дороги. Возможно, наш маршрут и не такой уж обзорный и стоит пройтись и по верхам. Наличие троп позволяют ходить тут и с детьми. Судя по многочисленным рассказам, нам просто не повезло с ягодами и грибами. Еще больше захотелось сходить на Полярный Урал. Или еще куда на Север.

Все фотографии тут.

Возможно, допишу про снаряжение, раскладку и прочую чепуху.